ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Образовательная
программа общеобразовательной организации
При лицензировании образовательной деятельности общеобразовательной
организации соискатель лицензии обязан представить образовательную программу. В
ряде случаев это вызывало определенные трудности. Новый закон об
образовании расставил теперь все точки над i.
Вот как трактуется это понятие в законе об образовании:
«образовательная программа — комплекс
основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным
законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана,
календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических
материалов».
Таким образом, образовательная программа является обязательным локальным
актом общеобразовательной организации, характеризующим специфику
содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного
процесса учреждения, призванного организовать взаимодействие между
компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов,
ступенями образования, и является программой деятельности администрации,
учителей, родителей, обучающихся.
Образовательная программа, как локальный акт, самостоятельно разрабатывается
и утверждается общеобразовательной организацией в соответствии с
установленным её уставом порядком.
Анализ образовательных программ различных общеобразовательных
учреждений показывает, что в практике используются различные структуры
программ.
Например, одни из них выстраивают образовательную программу по
разделам:
Раздел 1. Миссия школы, цели и задачи
образовательной программы
§ Информационная
справка.
§ Анализ
образовательного пространства школы.
§ Актуальность
развития школы в современных условиях.
§ Концептуальные
основы развития школы.
§ Приоритетные
направления, цель и задачи школы.
Раздел 2. Содержание базового образования в школе
§ Организационно
— педагогические условия для реализации образовательной программы школы.
§ Учебный
(образовательный ) план.
§ Календарный
учебный график.
§ Образовательная
программа начальной школы.
§ Образовательная
программа основной школы.
§ Образовательная
программа старшей школы.
§ Рабочие
учебные программы.
§ Содержание
дополнительного образования.
§ Содержание
предпрофильной и профильной подготовки.
§ Инновационные
направления образовательной деятельности.
§ Научно-методическое,
кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
§ Реальный
уровень готовности обучающихся к освоению базового учебного плана.
§ Оценивание
деятельности обучающихся.
§ Организация
воспитательной работы, социально-психологической службы в школе.
§ Мероприятия
по реализации здоровье сберегающих технологий.
§ Методическое
сопровождение образовательного процесса и системы воспитания в школе.
Раздел 3. Контроль реализации образовательной
программы школы
§ Система
внутришкольного контроля.
Раздел 4.Основные
мероприятия по реализации программы
§ Первоочередные
направления работы по реализации образовательной программы.
§ Внедрение и
совершенствование методов обучения и воспитания.
§ Профессиональное
развитие учителя и педагогического коллектива школы.
§ Модель
выпускника начальной, основной и средней школы.
§ Ожидаемый
результат реализуемой образовательной программы.
Раздел 5. Управление программой.
***
Другие
общеобразовательные учреждения при построении образовательных программ
используют модульный принцип:
Введение (паспорт программы).
Модуль 1. Информационная справка о школе: характеристика
ОУ, особенности организации ОП, кадровое и материально-техническое
обеспечение учебного процесса, годовой календарный график.
Модуль 2.Анализ деятельности педколлектива, обоснование
образовательной программы: результаты ОП, основные способы их достижения,
противоречия ОП, конкурентные преимущества школы.
Модуль 3. Цели, задачи, концепция образовательной
программы.
Модуль 4. Программно-методическое обеспечение: учебный
план, рабочие программы учебных предметов, другие программы,
информационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение.
Модуль 5. Аттестация обучающихся.
Модуль 6. Мероприятия по реализации программы: внедрение и
совершенствование методов обучения и воспитания, инновации, технологии,
профессиональное развитие педагогов.
Модуль 7.Результаты реализации образовательной программы:
система оценки, критерии, показатели, модель выпускника.
Модуль 8. Мониторинг результатов реализации
образовательной программы.
Модуль 9. Управление образовательной программой.
Заключение.